Театр для детей

Едва ли не с самых первых дней жизни малыша родители начинают думать о том, как его развивать не только физически, но и интеллектуально. Сначала идут развивающие игрушки, потом книги, далее следуют кружки и походы в театр. Но что делать, если малыш никак не может заинтересоваться представлением на сцене: разговаривает, ёрзает? Когда стоит впервые знакомит ребёнка с миром театра? Об этом мы сегодня поговорим с художественным руководителем Московского детского театра Эстрады Валентином Валентиновичем Овсянниковым.

— Валентин Валентинович, здравствуйте! Нам сегодня хотелось бы поговорить о том, как приучить детей к театру. И первый вопрос напрашивается сам собой: в каком возрасте можно начинать ходить с ребёнком в театр?

В театр можно ходить в любом возрасте, лучше начинать, когда ребенок находится еще в утробе у мамы. Главный вопрос — на что ходить? Вряд ли стоит беременной маме смотреть «Звезду и смерть Хоакина Мурьетты», а пятилетнему ребенку — «Бал вампиров». Хотя оба спектакля прекрасны для другого возраста и жизненной ситуации. Ведь театр — это целый мир, в котором есть место трагедии и драме, комедии и фарсу. Все как в жизни, только на сцене… И, чтобы отвечать самому себе (с помощью театра) на важные вопросы, нужно, чтобы эти вопросы были заданы вовремя. И жизнь на сцене должна быть понятна и близка тому, кто ее наблюдает из зрительного зала.

— Выбирая представление, на что нужно обращать внимание: сюжет, длительность? Так ли действительно важны возрастные ограничения, которые сейчас указывают на афишах?

Рекомендуемый возраст посещения спектакля, который в наше время указывается на афишах — не цифры, взятые с потолка. За них в ответе руководство театра, режиссер, который ставил данный спектакль… Хотя каждый ребенок развивается по-своему и окончательное решение должны принимать родители. Если это решение принято неправильно, то это чревато ночными кошмарами для ребенка, стрессом и, конечно, большим дискомфортом для зрителей, сидящих рядом с хныкающим или кричащим маленьким зрителем. Но есть обратная ситуация, в афише, например, указан возраст 4+, и дети постарше не хотят идти на спектакль «для малышей». А спектакль интересен не только маленьким, но и подросткам, «а также их родителям»… Есть прекрасные спектакли, которые ДЛЯ ВСЕХ. «Синяя птица» во МХАТе, «Остров сокровищ» и «Лукоморье» в «Триумфе», практически все спектакли в моем театре универсальны и их с большим удовольствием посещают не только дети, но и взрослые. Правда, грудничков все же лучше не приносить…

— А как состоялось ваше знакомство с театром? Меня родители водили в театр или на концерт раз в неделю, это стало семейной традицией. Каждый раз такой поход был событием, которого мы ждали целую неделю.

Конечно, выбирая спектакль или концерт, родители учитывали мой возраст и развитие, чтобы, с одной стороны, мне это было интересно, а с другой, развивало меня, поднимало мой интеллектуальный уровень. Идти или не идти — такого вопроса не стояло, ведь это было ОБЩЕЕ большое событие и даже если мне что-то не нравилось или что-то было не понятно,- это становилось темой общего обсуждения. Наверное, то же самое я советую всем родителям. И еще, очень важно предвкушение события, важно готовить ребенка к тому, что ему предстоит увидеть и прочувствовать. Тогда и «послевкусие» будет полным и запоминающимся.

— Если ребёнок не может усидеть в зале: ёрзает, разговаривает, «подсказывает» актёрам, громко выкрикивая что-то.

Театр — храм искусства, это банальная, но истина. А в храме существуют определенные правила поведения, и если их выполнять, то дети с раннего возраста начинают приобщаться к культуре, к прекрасным традициям театра, к таинству, без которого жизнь пресна и неинтересна. Зависит все это, конечно от родителей, их умения настроить ребенка на восприятие волшебства. Для этого существуют простейшие способы: наденьте праздничную одежду, «запаситесь» в туалете перед входом в зрительный зал, не жуйте и не пейте во время Как объяснить малышу, что этого делать не стоит?

спектакля. И, конечно, не опаздывайте. Когда я вижу у себя в театре людей, входящих после третьего звонка, мне очень жалко своих актеров и жалко детей, которых ведут опаздывающие родители, потому что разрушается волшебство и таинство театра. Помните главное — театр не может быть «между делом», посещение театра — событие, и это должен понимать каждый, независимо от возраста.

— Какую роль, в вашем понимании, в развитии детей играет театр и театральные студии?

Мне сложно говорить обо всех детях в целом, но мои выпускники, получившие музыкальную, пластическую и актерскую школу в Московском детском театре эстрады, существенно отличаются от своих сверстников, в какой бы области они ни учились и ни работали. Они быстро включаются в работу, стараются выполнять задуманное до конца и по законам красоты, они артистичны, обаятельны и контактны, что позволяет им быстрее идти к поставленной цели. И, наконец, они привыкли созидать, а не разрушать, очевидно, это главное… Сейчас очень важно не утерять культурных традиций, коими так богата наша страна.

Уважаемые родители, давайте объединим наши усилия в этом направлении. Перечитайте «Юнкера» и «Кадеты» Куприна, задумайтесь о том, каким вы бы хотели видеть вашего ребенка. И, поверьте, ваши ближайшие помощники — не однодневки шоу-бизнеса и не страшилки хентай. Вам всегда в этом помогут Пушкин и Шекспир, Моцарт и Окуджава, Марк Захаров и Александр Митта. Ну и ваш покорный слуга (в этом вопросе) Валентин Овсянников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *