Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы Комаровского

Начался новый учебный год и многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка делать уроки.

Нередко можно услышать о том, что какой-то школьник делает домашнее задание часами, другой — выполняет работу частично особо не беспокоясь правильно ли, а третий — вообще игнорирует домашние задания и получает за тунеядство плохие оценки.

Дети часто нарочно затягивают выполнение домашних заданий, доходит даже до симуляции болезни. Сталкиваясь с подобной ситуацией, родители не знают как поступить: заставлять ребенка учиться под личным неустанным контролем либо пустить все на самотек, приучая к самостоятельности и ответственности.

Как заставить ребенка учиться: нужно и можно ли это делать вообще? На эти вопросы, а также о том, как правильно учить уроки с ребенком, расскажем ниже.

Причины нежелания детей делать уроки и выход из ситуации

Известный в Украине педиатр Евгений Комаровский уверен, что главное не школа, а здоровье. Родители должны сделать все возможное и невозможное, но обеспечить развитие здоровой личности.

С позиции доктора Комаровского, начинать посещение школы лучше с 7- летнего возраста, когда ребенок физически готов длительным высиживаниям за партой и не менее длительному процессу выполнения домашних заданий. Когда же  ребенок уже ходит в школу, то зачастую родителей его здоровье интересует меньше успеваемости, что приводит к тому, что некоторые болезни “запускаются” или даже “пропускаются”.

Причин, по которым дети не хотят делать уроки с точки зрения педиатрии всего одна — у ребенка плохое самочувствие. Все остальные относятся к области психологии и развития интеллекта.

Итак, основных причин отказа ребенка делать домашнее насчитывают 5:

Непонимание материала

Школьная программа довольно насыщенна и ребенку бывает сложно привыкнуть к темпам подачи материала преподавателями. Не все “схватывают” его “на лету”. Если ребенок не понимает суть урока, соответственно ему сложно сделать домашнее задание, как следствие — потеря интереса к предмету.

Выход: ни в коем случае нельзя делать уроки вместо ребенка. Если речь идет о начальной школе, то родителям стоит попробовать объяснить рабочий материал дома, в спокойной обстановке. Можно экспериментировать с подачей не усвоенного материала, объясняя его так, что ребенку станет интересно. Кричать, обзывать или бить детей за непонимание — нельзя. Для того, чтобы “догнать” материал лучше использовать выходной, когда родители не будут спешить, нервничать и смогут спокойно донести до ребенка свои мысли.

Страх получить низкий балл

Найдется небольшой процент родителей, которых не заботит успеваемость их детей в школе. Большинство контролирует отметки и ругают за плохие. Поэтому причина отказа ребенка делать уроки может крыться в неуверенности в собственных силах. В итоге дети находят выход в списывании у одноклассников и перестают учить уроки дома.

Выход: родителям необходимо научиться пересиливать себя и адекватнее реагировать на “плохие” оценки. Дело еще в том, какой именно бал считать “плохим”? Исходя из 12-и бальной системы оценивания знаний, полученные 9,8,7 говорят об очень неплохих познаниях ребенка в предмете. Даже “6” — это любимое “4” с минусом многих родителей, которые учились при 5-и бальной системе.

Ребенок должен знать, что его любят и уважают независимо от школьных балов, а не очень хорошую по меркам родителей отметку, и даже “двойку” всегда можно исправить. Знания можно “подтянуть” и многое зависит от качества выполненного домашнего задания.

Родительское равнодушие

Родителям кажется, что работая сутками напролет, они тем самым делают “все” для будущего своих чад. Вот только со стороны ребенка это выглядит иначе: ему кажется, что родителям безразлично чем он живет и с какими проблемами столкнулся. Поэтому не выполнение домашней работы является своеобразным ответным ходом: “если тебе наплевать на меня, мне незачем делать уроки”. Отказ делать уроки не только протест, но и метод привлечения родительского внимания.

Выход: Откровенный разговор с ребенком, уделение внимания его проблемам, разделение радостей, совместный досуг — поможет чаду справиться с одиночеством. Когда ребенок будет уверен в родительской любви, будет видеть их заботу, ему самому захочется радовать своими школьными успехами — он будет выполнять домашние задания.

Излишняя самоуверенность

Есть определенный процент детей, с высоким интеллектом и усидчивостью, которым легко дается учеба. В определенный момент они вдруг понимают, что прикладывать лишние усилия больше нет необходимости: усвоили материал на уроке и домашнее задание делать не надо либо его можно сделать вне дома, а например в школе на перемене, за счет другого урока. До поры до времени это срабатывает. Но с каждым разом задания становятся сложнее и времени на “быструю домашку” в школе не хватает, соответственно уроки делаются тяп-ляп, успеваемость падает.

Выход: Родителям надо “словить” тот момент, когда ребенок становится расхлябанным. В большинстве случаев прилежный ученик и сам понимает, что “скатился” и пора исправлять низкие отметки.

Внешкольная загруженность

Практически каждый школьник сегодня помимо посещения средне образовательного учебного заведения загружен еще внеклассными занятиями: посещает спортивную школу, занятия в музыкальной или художественной школе, различных кружках, занимается дополнительно с педагогами по отдельным предметам.

Нередко родители сами загружает ребенка “под завязку” и делать домашние задания у уставшего под вечер человечка просто нет ни сил, ни желания.

Выход: расставить приоритеты и разгрузить ребенка. Для полноценного развития личности вполне хватит одного-двух серьезных увлечений, которым можно посвящать свободное от учебы время. Спорт, рисование, танцы и другие увлечения должны быть в жизни ребенка в ущерб школе, только при наличии больших способностей, которые необходимо развивать с удвоенной силой. Дополнительный иностранный язык также можно выучить в свободное от учебы время.

Источник: ivona.bigmir.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *