Психология страха перед сценой

ПРИЗНАНИЕ СВОЕГО СТРАХА

Первым шагом в терапии является признание существования проблемы, чего многие люди избегают на протяжении многих лет, так как им кажется, что это стыдно. В дальнейшем суть лечения состоит в том, чтобы осторожно приближаться к своему страху, постепенно осознавая, что он иррационален, и никакой угрозы на самом деле встреча с ним не представляет.

Музыкант действительно боится выступать, но его гордость, его разум и весь его внутренний мир протестуют против этого факта, он пытается убедить себя, в том, что это не так, пытается найти любые отговорки, скинуть вину с себя на что угодно или кого угодно, лишь бы не признавать это очень обидное обстоятельство. Называется «боюсь сказать боюсь!». Психологи считают признание своего страха — началом избавления от него.

ПЕРЕД СЦЕНОЙ ВСЕ РАВНЫ

Допустим мы признались себе в существовании страха. Какие наши дальнейшие действия? А дальнейшие действия должны быть направлены на постепенное изживание нашего надуманного нами же страха, только не путем борьбы и «волевых» сражений с ним, а путем понимания его необоснованности.

Что при этом необходимо знать?

Во – первых: страх перед сценой, по данным психологов, испытывают 95-96% людей. Это уже говорит о том, что почти каждый в той или иной мере перед выходом на сцену чувствует волнение и дискомфорт. Вопрос в другом, на сколько кто удачно справляется со своим волнением. И главное, полезно понять, что Вы в этом деле не редкий «эксклюзив», а значит все люди перед сценой равны.

Во – вторых: психологи утверждают, что боязнь сцены вполне излечима, причем даже самостоятельно, ну за редким исключением сильно запущенных случаев, когда требуется помощь психолога. И даже в этом случае она излечима с помощью психолога.

В – третьих: серьезными проблемами выступления на публике страдали многие выдающиеся музыканты, артисты и политики. И если они достигли значительных высот в профессии, значит сумели «договориться» с собой и научились избавляться от своей боязни. Это еще один аргумент в пользу укрепления уверенности, что это возможно всем!

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Теперь надо с чего то начинать. Начните с разбора ваших чувств – чего именно вы боитесь играя со сцены? Как правило подавляющее большинство боится одного и того же – мнения слушателей на свой счет, оценки слушателей; в голове вертятся мысли: что обо мне подумают, что скажет тот, что скажет этот, надо сыграть хорошо, а вдруг не получится, теперь все только обо мне и будут говорить, я стану объектом насмешек…и всякая такая ерунда. Специалисты говорят, что именно боязнь «опозориться», боязнь не оправдать чьих то там ожиданий и надежд, является самым главным фактором рождения страха.

Давая себе право на ошибку и даже на возможную неудачу, человек открывает путь к психологической свободе.

«Мне нравится играть, я хочу играть, я играю для себя и в свое удовольствие»! Если вы хотя бы на мгновение «поймаете» ощущение, что вам действительно не важно кто и что про вас подумает, если вы сможете убедить себя в том, что вам по большому счету «наплевать» на мнение окружающих, будь это любимая бабушка, «авторитетный» друг, строгий педагог или «страшный дирижер», вы почувствуете настоящее психологическое облегчение, спокойствие, а главное – желание выступать. Тем более, что именно преувеличенным и даже можно сказать искаженным чувством ответственности и необходимости соответствия по отношению к кому бы то ни было, человек сковывает себя психологическими «цепями» собственного производства.

Специалисты также советуют особо волнующимся личностям признать публично свой страх. Тем самым вы снимаете с себя часть ответственности.

В качестве поддержки откровенно признайтесь друзьям и педагогу что сильно волнуетесь, не надо это держать в себе. Тем самым скиньте с себя искусственный ореол бесстрашного героя, которому необходимо соответствовать.

Если уж многие известные музыканты и артисты с экранов телевизоров на весь мир не стесняясь частенько рассказывают о том как им было страшно, что каждый выход на сцену для них стресс и не находят в этом ничего предосудительного, что уж нам то в этом признаться!

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ

Как не крути, но именно наши мысли и являются главной причиной возникновения волнения перед выступлением. Поэтому что бы побороть волнение нам нужно поменять свой образ мышления!

Конечно трудно быть уверенным в себе на «пустом месте». Вряд ли возможно чувствовать себя свободно на сцене без достаточного «запаса прочности» — достойного владения инструментом, без хорошей подготовки, безукоризненного знания текста. (Хотя и такие уникумы встречаются). Но мы как раз рассматриваем случаи, когда все вышеупомянутые условия соблюдены, а музыкант все равно чрезмерно волнуется и не может «собраться» на игру. «Хороший музыкант, но может не сыграть» — я слышал это выражение от замечательного дирижера А. Н. Лазарева. Если вдуматься, получается противоречие, как же может не сыграть, если он хороший музыкант? В том то и дело, что музыкант хороший, но «по каким то причинам» может не сыграть … А это еще раз доказывает, что чрезмерное волнение может не напрямую зависеть от владения инструментом, зато напрямую от наших мыслей.

Каждый профессиональный музыкант, имеющий в той или иной мере опыт выступлений, может дать много полезных советов на эту тему, так как ему самому приходилось преодолевать сценическое волнение.

Почти все советы и рекомендации разными словами сходятся в одном – по проще, по легче психологически и без лишнего драматизма относиться к выступлениям. Настраиваться на саму игру, а не думать о каких то «привидениях».

Часто бывает, что уже задолго до предстоящего выступления музыкант, зная свой недуг, психологически попросту «сдается». Он понимает – сколько ни занимайся, сколько не репетируй, на сцене им опять овладеет паника и вся подготовка пойдет насмарку. Этого делать совершенно не нужно, как раз наоборот, таким натурам необходимо задолго начинать себя настраивать на выступление. Психологическая подготовка к выступлениям – наиважнейший фактор. Не надо ни в коем случае бороться со своим страхом, совершать волевые усилия, сопротивляться ему, убеждать себя в том — что вот на этот раз этого не произойдет! Это совершенно бесполезно, страх сидит в подсознании и волей его не подчинить. Наше подсознание, это наше «второе Я», оно не разумно, и сила воли на него не действует. С подсознанием можно лишь договориться «по хорошему», постараться убедить безосновательность его тревожности и страхов к тому или иному. Психологи рекомендуют не сопротивляться, а «впустить» свой страх, приблизиться к нему, отдаться ему и настроить себя на то, что вполне возможно выступать вместе с ним. Парадоксально, но как раз в случае, когда человек не отталкивает от себя свой страх, страх постепенно улетучивается.

Одним из самых эффективных в постепенном нейтрализации страха, считается метод, суть которого заключается в том, что бы на репетициях мысленно максимально приближать себя к атмосфере выступления, представлять себя на сцене, представлять полный зал слушателей, я думаю каждый сам знает, что или кого ему лучше представить. Главное максимально ввести себя в атмосферу концерта и почувствовать себя внутри этого психологического состояния («испугаться» заранее). Очень многие выдающиеся музыканты и актеры прибегали именно к этому методу и отмечали, что это им действительно помогало, некоторые даже объявляли свой выход, для пущей убедительности. Мысленно представляя себя на сцене, находясь дома, мы все равно испытываем некоторый трепет, и это помогает постепенно привыкнуть к такому состоянию, так что сам выход на сцену уже может «напугать» на много меньше.

Тем не менее надо понимать, что научиться выступать «теоретически» – не возможно. Решить проблему выступлений можно только на сцене, только там все «по настоящему», но умение подготовить себя заранее, «пережить» приближенную к сцене психологическую атмосферу — является очень немаловажным фактором успеха.

Перед выступлением так же необходим «правильный» настрой, позитивный заряд. Позитивные слова и установки даются с целью отвлечь «плохие» мысли, не дать им завладеть вами.
Очень позитивно, например, влияет ощущение желания выступать, (в отличие от ощущения необходимости выступать). Замените слово Надо — на слово Хочу: мне хочется сыграть, я хочу поиграть зрителям, я волнуюсь, но очень хочу выступить! Мне надо сыграть, я хочу сыграть, согласитесь смысл очень разный.

Не стоит выходить на сцену с мыслями о том, что вам необходимо кому то что то доказать, кого то покорить своей игрой, такие мысли совсем не гарантируют спокойствия и душевного равновесия. Многие музыканты рекомендуют вообще не думать о результате своего выступления, а учиться концентрироваться на самой игре и получать удовольствие от процесса игры — от исполнения музыки, от собственной трактовки произведения, да просто от игры на любимом инструменте, «быть наедине с музыкой».

Довольно хорошую психологическую свободу может дать выражение «сыграть по – своему»: как чувствуешь, как хочешь, как удобно. «Удобно» — это вообще ценнейшее ощущение! Удобно – это свобода, комфорт, естественность.

Вот слова знаменитого балетмейстера и педагога А. Я. Вагановой, автора книги «Основы классического танца», ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. Так вот Ваганова говорила: «лучше плохо, но по – своему!». Кстати это выражение часто приводила в пример М. М. Плисецкая.

В этих словах заключена большая сила, когда человек знает что можно играть по – своему, он раскрепощается, на него на много меньше давят чувства обязанности и необходимости сделать как то «правильно», он может быть собой, ему разрешено быть собой, он позволяет себе раскрыться и результат здесь бывает на много лучше. Возможность быть собой, очень поможет в дальнейшем найти именно свою игру, научиться меньше зависеть от общественного «давления» и спокойно делать свое дело. Старайтесь воспринимать себя, подавать именно себя, а не стараться соответствовать чужим представлениям о себе и пытаться что то из себя изображать. В конечном результате именно Вы какой есть, настоящий, будете интересны как в творчестве, так и в жизни. А если учесть что в любом деле (вне зависимости от результата) обязательно найдется какое то количество «критиков», недовольных и просто «злопыхателей», то и пускай себе покритикуют и «позлопыхают», пускай посмеются над вами, если им этого так хочется…

Довольно ощутимую помощь перед выступлением приносят так же разного рода физические разминки — можно попрыгать, помахать руками, поделать любые самые простые движения, такие упражнения помогают растрясти себя, что бы избежать скованности тела и «застоя» энергии перед игрой. А вообще хорошая физическая форма очень положительно влияет на уверенность человека.

Экспериментируйте, здесь все средства хороши, главное что бы они принесли реальную помощь. К студентам это имеет наибольшее отношение, пока вы учитесь, у вас на много больше времени и возможностей искать и экспериментировать, учиться не только владеть инструментом, но так же учиться выступать. Если учесть что публичные выступления – неотъемлемая составляющая профессии музыканта, то учиться выступать (владеть собой), наверное, не менее важно, чем учиться владению инструментом.

«СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ»

С осторожностью надо относиться к «силовому» решению проблемы сценического волнения. Зачастую такие «команды», как: соберись, мы верим в тебя, надо сыграть хорошо, возьми себя в руки, не подведи…и похожие другие, могут произвести обратный эффект. Если такое «намагничивание» кому то и поможет, то страдающему действительными проблемами оно может еще больше навредить. Такие «жесткие» установки по большей мере рассчитаны на волевое выбивание одноразового результата и уж точно не способствуют психологическому спокойствию выступающего. Средства рассчитанные на нейтрализацию сильного волнения, должны быть противоположные, отвлекающие тревогу и негативные мысли. Тем более что и сам выступающий, без подсказок, прекрасно понимает, что ему нужно собраться, взять себя в руки и смочь. Только проблема в том, что именно это у него и не получается.

В некоторых случаях большую помощь в умеренных психологических проблемах оказывает игнорирование этой проблемы со стороны близких людей, так как заострение внимания на проблеме, постоянное напоминание о ней даже с самыми благими намерениями, еще больше могут усугубить ее действие. Иногда полезней просто оставить человека «в покое». Доброжелательное отношение и доверие помогают лучше любых советов. Если студент или даже профессиональный музыкант почувствует доброжелательное отношение (со стороны педагога, дирижера, коллег), то одно это может вселить в него уверенность и избавить от лишнего напряжения. И наоборот, любого самого психологически устойчивого человека можно довести до срыва, постоянными придирками, недовольством и заведомой недоброжелательностью.

Большинство музыкантов справляются с проблемой выступлений самостоятельно, как правило это происходит еще в студенческие годы, и многие считают, что боязнь сцены у других – это просто слабоволие, не умение взять себя в руки. Возможно это действительно так, но психологи утверждают, что если эта проблема укоренилась, одной волей ее уже не решить, здесь придется прибегать к «хитрости» (обману мыслей). Кстати «популярное» выражение музыкантов: «И не такие концерты заваливали», как раз из категории «хитрости», его смысл направлен на уменьшение чувства ответственности за предстоящий концерт, путем уменьшения значимости самого концерта.

Страх публичных выступлений – это дурной плод нашего воображения. Его нет. Мы сами его выдумываем. Ну а уж если мы сами его выдумываем, не лучше ли тогда выдумывать что нибудь веселое…

Как и во многих других областях, в этом деле очень может помочь чувство юмора. Посмотрите на свою боязнь с юмором, например, представьте что ваши «суровые» педагоги сами, в свое время, на экзаменах и концертах «тряслись» перед своими «суровыми» педагогами, а те, в свою очередь — перед своими. Да и самим выступлениям не стоит придавать чрезмерную серьезность, наоборот – представьте, что вы выступаете на веселом шоу, вы психологически расслабитесь, а расслабившись, как раз сможете сконцентрироваться на своей игре, на процессе исполнения музыки.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Источник: trumpetclub.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *