Как понять оценки жюри на детском вокально-эстрадном конкурсе?

Всем хочется получать пятерки. Всегда и за всё. И в школе, и в жизни. Но не всегда удаётся. Иногда нам обидно, что у нас не самые высокие оценки и кажется, что тот, кто нас обгоняет, ничем не лучше нас. Почему же он впереди? Да, приходится признать, что даже сама жизнь тоже в определенном смысле непрерывный конкурс, и оценки жюри не всегда понятны. Вряд ли нам удастся разобраться, как и за что мы их получаем на протяжении нашего жизненного пути.

Но давайте хотя бы попробуем понять, как и за что мы получаем оценки, выступая на детских вокально-эстрадных конкурсах.

Во-первых, сначала вспомним, что речь идет именно о детских конкурсах. То есть, жюри оценивает выступления с учетом возраста выступающих. Во-вторых, что в составе жюри живые люди, а значит, при любом уровне компетентности оценки субъективны. В составе жюри обычно профессиональные музыканты, творческие и очень эмоциональные люди, и решение они принимают с учетом эмоционального отклика. Так как же они это делают?

Музыкальность

На первом месте… вот не угадали, если решили, что голос. На первом месте всегда музыкальность. Жюри очень важно услышать, что ребенок поет не просто нотки, а создает музыку.

Музыка бывает разная. Где-то необходимо показать одно эмоциональное состояние, где-то несколько, где-то лиричность, где-то заводной драйв, игривость, но что-то показать нужно непременно. Иначе это просто пустые нотки. А их ни одно жюри не любит, даже если они чисто спеты. Более того, в каких-то случаях жюри готово простить технические огрехи юному исполнителю, если он при этом вокально создал образ и смог донести какое-либо музыкальное содержание.

Для самых маленьких

Особенно это важно, когда выступают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто жюри вообще не обращает внимания на неточности интонирования в исполнении малышей, но очень чутко реагирует на эмоциональное наполнение произведения.

Говоря о самых маленьких исполнителях, нужно добавить, что чаще всего жюри крайне негативно реагирует, когда видит, что педагог наносит вред голосу ребенка, заставляя его ещё не сформировавшиеся связки чрезмерно напрягаться, форсировать звук и выдавливать из голоса то, чего в нем ещё нет в силу возраста. Обычно жюри болезненно воспринимает такие выступления, жалеет детей и ругает педагогов.

И наоборот. Для маленьких у жюри также есть термин «детский сад». Это означает, что вообще не чувствуется, что с ребенком проведена какая-то работа. Он поёт так, как поёт любой ребенок в детском саду, имеющий от природы неплохой музыкальный слух, но никогда не занимавшийся вокалом. На какие-либо призовые места на вокальном конкурсе такой ребенок претендовать не может.

Малыши в ансамбле

Когда малыши поют в ансамбле, чаще всего жюри не ждет от них умения выстраивать несколько голосов. Но, если они способны это умение продемонстрировать, это сразу выгодно выделяет их на любом конкурсе.

Должны ансамбли в младшей возрастной категории петь на несколько голосов на конкурсе или нет, обычно прописывается в положении.

Когда жюри оценивает выступления ансамблей в младшей возрастной категории, оно в любом случае уже обращает внимание на то, как дети умеют чувствовать друг друга, получается ли у них ансамбль или это просто несколько солистов, каждый из которых слышит только себя. Пусть они ещё не умеют выстраивать двух или трехголосье, но они должны быть ансамблем.

Репертуар

Здесь уместно немного отвлечься и написать о музыкальном материале. Ещё лет десять назад я бы с уверенностью заявил, что выбор материала должен соответствовать возрасту ребенка. И точка. Потому что так было принято. Мы чётко делили песни на взрослые и детские. Но сегодня всё сложнее. И вот почему.

Чаще всего мы понимаем это соответствие, как соответствие текстового содержания песни возрасту ребенка. То есть, ребенок должен петь тот текст, который ему понятен. Последнее время мы становимся свидетелями того, что это утверждение не совсем верно. Работая с детьми в студии звукозаписи, я постоянно обсуждаю с ними песни, которые они поют. И те, которые выбирают сами, и те, которые им дают педагоги. Я пришел к выводу, что мы не всегда правильно понимаем, что значит «соответствовать возрасту».

Говоря о песнях для детей, мы часто утрируем, вкладывая в понятие детской песни лишь простоту и порою даже примитивизм. Дети способны воспринимать и воспроизводить достаточно сложные по музыкальному содержанию песни. Мы, взрослые, конечно же, всегда хотим слышать в исполнении ребенка чистую, светлую, позитивную по музыке и тексту песню. Если присутствуют лирика и переживание, то желательно тоже светлые, а не трагические. Но в разном возрасте дети способны переживать по-разному. Совершенно нормально, когда двенадцатилетний ребенок уже в состоянии прочувствовать трагизм, заложенный композитором в музыку, а четырнадцатилетний передать чувство любви.

Что жюри категорически не готово слышать в детском исполнении?

Любая педагогическая концепция категорически не примет в детской песне присутствия цинизма, интонационной пошлости, вульгарности, атрибутов той музыки, которую мы обобщенно называем «попсой». Грань между качественной поп музыкой и попсой тонка, но педагог, занимающийся с детьми эстрадной музыкой, должен уметь её определить. К сожалению, работая в жюри детских конкурсов, я вижу, что не всегда получается.

Нет ничего плохого, если ребенок исполняет песню, написанную для взрослого, в том случае, когда он способен понять и передать ее музыкальное содержание. Желательно, чтобы текст был ему доступен и понятен. Если нет, он должен уметь объяснить, о чем тогда он поёт. Если у него есть свое понимание, отлично.

При этом песня ни в тексте, ни в музыке не должна содержать цинизма, пошлости, вульгарности, ничего другого, что может негативно отразиться на формировании музыкального вкуса, культуры ребенка.

Педагог, выбирающий песню для ребенка, должен быть абсолютно уверен, что работа над этим материалом важна как часть учебно-воспитательного процесса, что во время исполнения ребенок будет решать технические и творческие задачи, соответствующие его возможностям, оказывающие положительное влияние на формирование его музыкального вкуса.

И, конечно же, песня, которую исполняет ребенок, должна вызывать у него самого сильный эмоциональный отклик. Иначе зачем вообще исполнять музыку.

Если материал выбран верно, ребенок сможет показать всё, на что он способен, и это будет высоко оценено жюри.

Его Величество Вокал

На втором месте уже сам вокал. И здесь важно показать владение различными техническими приемами, умение грамотно использовать все имеющиеся в нашем распоряжении голосовые ресурсы.

Что именно он может показать вокально?

Владение различными техническими приемами, умение работать с динамикой, передачу различных эмоциональных состояний, понимание композиционного построения произведения, фразировку, создание образов. Именно на основе присутствия этого набора умений складывается отношение к вокалисту у жюри.

Надо заместить, что это напрямую связано с выбором музыкального материала. Если ребенок способен тонко чувствовать эмоциональное наполнение, но в его голосе нет силы, способной «раскачать» зал, ему бессмысленно «драть глотку». Жюри не оценит. Но оно, несомненно, оценит тонкое проникновенное исполнение. Петь тихо зачастую сложнее. Если же ребенку не удается показать различные эмоции, но он прекрасно чувствует драйв и способен передать мощную энергетику, значит, это его «конек», и это ему нужно петь.

Однако я не раз становился свидетелем, когда песня, спетая вся от начала до конца в одной динамике, без развития, даже при наличии сильного голоса не вызывала восторгов жюри. Всё-таки какой-то минимальный эмоциональный и динамический разброс должен быть. Можно рассчитывать только на драйв, но тогда он должен быть безукоризненным.

Если говорить о современной взрослой поп музыке, то можно отметить определенные тенденции. Подростки очень ценят в ней полетность, состояние оторванности от реальной жизни. Это связано с подсознательным подростковым неприятием реальности. Поэтому дети в возрасте от 12 лет в состоянии очень хорошо передавать полетность и «отрыв» в музыке. И именно эта полетность даёт возможность раскрывать и показывать голос во многих проникновенных балладах, имеющих мощный припев, или в заводных танцевальных хитах. Подобные произведения эмоционально насыщены, звучат ярко, и жюри есть что в них услышать.

Другая тенденция в современной взрослой поп музыке – отказ от разнопланового эмоционального наполнения в пользу создания единой атмосферности на всём протяжении произведения, вплоть до введения в трансовое состояние. В такой песне вокалисту крайне сложно показать свои умения, так как в ней не предполагается сильного динамического и эмоционального разброса. Эта музыка может быть очень востребована для прослушивания какой-либо слушательской аудиторией, она может быть очень популярной, но на вокальном конкурсе будет смотреться бедно на фоне насыщенных яркими эмоциональными переливами произведений. Обычно подобные композиции сопровождаются шоу постановкой. Это красиво смотрится, особенно если выступает ансамбль, но вокально удивить жюри таким произведением сложнее.

В традиционных детских песнях показать вокальные возможности тоже несложно. Конечно же, если песня написана профессиональным композитором, имеющим базу знаний по технике вокала. Профессионал знает, как правильно работать с тесситурой, какие диапазоны для какого возраста удобны, какой темп произнесения слов для какого возраста предпочтителен и тд. Таких композиторов у нас достаточно много, и каждый желающий может найти песню по вкусу. Существует огромная база замечательных детских песен, написанных отечественными композиторами за последние двадцать лет. А многие взрослые эстрадные песни, бывшие популярными в 50-е и 60-е годы прошлого столетия, сегодня по передаваемому в них настроению и уровню сложности можно смело называть детскими.

На какие вокальные ошибки жюри всегда обращает внимание?

Конечно же, неточность интонирования, фальшь всегда очень огорчают. Сложно рассчитывать на призовые места на конкурсе, если не попадать в ноты.

Одна из самых распространенных ошибок – неумение выстроить развитие. Часто исполнитель слишком рано выходит на полную динамику. Из-за этого во время кульминации начинает уже кричать, а не петь. Жюри в этот момент обычно морщится.

Следующая ошибка – отсутствие какого-либо эмоционального наполнения или его несоответствие музыкальному содержанию. То есть, ребенок поет то, что не в состоянии полноценно эмоционально передать, «недожимает», как иногда говорят. В большинстве случаев это ошибка выбора репертуара. И это всегда слышно уже на репетициях. А если с эмоциональным наполнением совсем плохо, жюри иногда говорит в таких случаях: «поёт ни о чём», то есть, в музыке нет содержания, пустые нотки.

Далее уже непосредственно технические ошибки – неправильная позиционность, зажатость, пение «на связках», гнусавость, неправильно взятое дыхание, отсутствие точной фразировки и тд. Насколько за эти ошибки жюри снизит балл, зависит от возраста ребенка и присутствия компенсирующих элементов: эмоциональность, музыкальность, образность. И во многом это зависит от состава жюри. Если в жюри профессиональные педагоги по вокалу, они всё услышат, если в составе жюри просто деятели культуры, продюсеры (не вокалисты), композиторы, то есть шанс, что каких-то мелких технических огрех они не заметят.

Артистизм

Очень большую роль на конкурсах играет артистизм, умение создать образ на сцене. Если ребенок способен и вокально передать образность, и обладает актерским мастерством, жюри не сможет устоять. Чаще всего совокупность этих умений приводит к самым высоким призовым местам.

Мне не раз было очень обидно за детей, которые, имея прекрасные вокальные данные, выглядели на сцене зажато, беспомощно, и из-за этого их выступления не были высоко оценены. Разумеется, вокальный конкурс не предполагает обязательного шоу во время выступления, но при этом не только жюри, но и зритель хочет видеть на сцене артиста, а не просто слушать голос.

На многих конкурсах в жюри присутствуют профессиональные танцоры, режиссеры, актеры, балетмейстеры. Они очень чутко реагируют на артистизм участников. Любой человек, будь он член жюри или случайный зритель, способен на бессознательном уровне проникнуться выступлением, если эмоция в голосе поддержана движением, мимикой, пластикой.

В тех случаях, когда у жюри есть возможность делать большой разброс по баллам, члены жюри обычно разделяют для себя оценки за вокал и сценический образ. Однако впоследствии баллы либо объединяются, либо усредняются. Может ли так случиться, что, имея всего 4 балла из 10 за вокал и 10 из 10 за артистизм, ребенок получит высокий общий балл – 8, 9 или 10? Вряд ли. Всё-таки на вокальном конкурсе вокал первичен. Но получить 6, 7 баллов в итоге вполне реально. А в тех случаях, когда в распоряжении жюри 3-х или 5-ти балльная система, артистизм может даже вытащить не очень яркий вокал.

Выводы

Оценивая выступления юных исполнителей на вокально-эстрадных конкурсах, жюри уделяет очень большое внимание не только вокальному мастерству, но и общей музыкальности, артистичности. Насколько ярко сможет продемонстрировать исполнитель свои умения, во многом зависит от выбора музыкального материала, от его соответствия индивидуальным возможностям и способностям. Если ребёнок претендует на призовое место, он должен уметь не только правильно обращаться с голосовым аппаратом, но и эмоционально воздействовать на слушателя. По сути, это относится к исполнителям любого возраста. Только на детском конкурсе жюри учитывает ещё и возрастные особенности.

Профессиональное жюри, работающее на детском конкурсе, никогда не разделяет детей на талантливых и не талантливых, перспективных и не очень. Каждый член жюри, с которыми я встречался в жизни, всегда очень переживает за детей, понимая, что выход на сцену – очень важное событие в жизни каждого ребенка, влияющее на его ощущение себя, на его уверенность в себе и, возможно, на его будущее. Самое главное, что хочет видеть и слышать жюри – умение чувствовать музыку, наполнять её содержанием, быть на сцене живым и искренним.

Источник: olhanskiy.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *