Макбет, Брехт и фрау Шиндлер: 7 театральных премьер ноября

Снег, холод, ноябрьское безвременье — самое время лечить душу ощущениями и размышлять о смысле бытия. Ничего лучше театра для этого еще не придумали. Специально для вас Art-Hype собрал семь премьерных спектаклей, которые выходят в последний месяц осени.

«Две комнаты»

Гоголь-центр

Премьера 4 ноября.

Театр свободного эксперимента готов порадовать своих зрителей еще одним — применить на сцене киношный прием параллельного монтажа. Две женщины проживают один день накануне полного солнечного затмения. Стена разделяет их — а сближают эмоции, общие для всех людей.

Как говорит режиссер и хореограф Евгений Кулагин, мозг человека способен на двойственность восприятия, на то, чтобы думать и чувствовать двумя линиями параллельно. Поэтому спектакль, в котором одну из ролей исполняет Чулпан Хаматова, это своего рода рассказ о двух половинах целого, разорванных в пространстве и времени, о шансах, использованных на всю катушку, о сопротивлении внутреннему затмению и расколу.

 

«Макбет»

Театр им. Ермоловой

Премьера 3-4 ноября

Спектакль-долгострой: худрук театра Олег Меньшиков собирался поставить его уже давно, но потом вдруг приостановил репетиции. Сам он объясняет это тем, что с Шекспиром быстро не бывает. И вот теперь история о военачальнике, который стал королем ценой большой крови, выходит на сцену в максимально неожиданном виде. Вместо декораций — кофры, в которых театр ездит на гастроли, а постановка представляет собою театральный сон. Кроме того, Меньшиков решил повторить опыт шекспировского театра, где все женские роли исполняли мужчины. Макбета, конечно, сыграет он сам: «Макбет — это вызов самому себе».

 

«Высшая мера»

ЦИМ

Премьера ​8 ноября

«Высшая мера» — кантата немецкого композитора Ханса Эйслера по пьесе Бертольта Брехта, которая была запрещена в нацистской Германии как коммунистическая пропаганда. Зрителей в ней нет: это суд, в котором герои пытаются оправдать себя за вынужденное убийство, а приговор выносит хор, расположенный среди людей, пришедших на спектакль. Фактически это форма обретения нового опыта: все, находящиеся в зале, пытаются сделать выбор и понять, что делать, когда в стране царит несправедливость. Спасать одного — или всех, кормить — или призывать к бою, и оправдывает ли великая цель любые средства?

Режиссер Фабиане Кемманн полагает, что пьеса не просто не устарела, она актуальна как никогда: «Проекты будущего, мечты эпохи революций и авангарда обратились в собственную жестокую противоположность. Но даже если однажды задача была решена неверно, если на вопрос был неправильно найден ответ — или не найдено никакого — это ещё не повод бросать поиски».

«Офелия боится воды»

МХТ им. Чехова

Премьера 10 ноября 2018

Спектакль Марины Брусникиной, как всегда, поставлен по пьесе современного драматурга, Юлии Тупикиной. Как говорит режиссер, это «трагикомедия о шекспировских страстях, кипящих в одной современной семье, о вечном стремлении человека к чему-то возвышенному и прекрасному, к истинной любви и счастью, к заданной Шекспиром высоте взаимоотношений, страстей и драм».

Над музыкальным оформлением спектакля — тоже как всегда — работала Алена Хованская, в ролях — Наталья Тенякова, Дарья Юрская, Игорь Золотовицкий, Олег Тополянский, Наталья Рогожкина и Павел Филиппов. Можно предполагать, что нынешний руководитель театра «Практика» не разочарует зрителей.

 

«Фрау Шиндлер»

Московский музыкальный академический театр

Премьера: 14 ноября

Эту оперу по заказу мюнхенского Staatstheater am Gärtnerplatz написал Томас Мор, вдохновленный легендарным фильмом Стивена Спилберга «Cписок Шиндлера». 13 лет один из самых популярных в США авторов музыки для кино работал, как проклятый, пытаясь рассказать историю Эмилии Шиндлер, которая вместе с мужем помогла спасти больше тысячи евреев от уничтожения в лагерях смерти.

Премьера состоялась в марте прошлого года. В России оперу ставит кинорежиссер и драматург Владимир Алеников, который работал над переводом с автором либретто специально для своего спектакля. История Эмилии Шиндлер, которую можно увидеть в театре, имеет мало отношения к истории, но зато представляет собою исследование человеческой души, вопроса выбора в страшных обстоятельствах.

 

«Парасомнии»

ЦДК Электротеатр Станиславский

Премьера 21 ноября

Композитор Дмитрий Курляндский и режиссер Вера Мартынова определяют свой перфоманс как мюзикл-штрих. Он составлен на текст Станислава Львовского «Советские застольные песни» и разворачивается в визуализированном пространстве памяти: подробно реконструированные личные воспоминания артисток определяют их движения и поведение, а побудителем воспоминания являются советские песни.

Они — словно сны, открывающие пространство коллективной памяти. Отсюда и название спектакля: парасомнии — это двигательные и поведенческие феномены, возникающие в процессе сна. Пространства существуют на сцене одновременно — но не пересекаясь. Так возникает единый узор бытия, сочетающий интимный мир души и агрессивную внешнюю среду.

 

«Брюсов Переулок»

Вахтанговский театр, Новая сцена

Премьера 22 ноября 2018 г.

Музыкальный спектакль, который Андрей Максимов, не только режиссер, но и автор пьесы, поставил от огромной любви к Валерию Брюсову. «Я люблю его странность и таинственность. Невероятное сочетание детективного сюжета (наша история начинается с убийства), мелодрамы (одну женщину любят двое мужчин, а тут еще влюбляется третий) и глубокого, философского отношения к жизни», — говорит он, добавляя, что, вероятно, «Брюсов переулок» — это прежде всего история о том, как печален мир, где нет Бога.

Музыку к постановке написал волшебный Фаустас Латенас, за сценографию отвечает главный художник театра Максим Обрезков.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *