Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи?

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания. В чем его секрет?

 

История польки: легенда о веселой служанке

Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия. Получается, что полька — это чешских национальный танец. Но останемся на мгновение в прошлой эпохе, чтобы проследить рождение этого жанра.

Однажды молодая служанка, которую звали Анной Хадимовой, поливала цветы в саду своего хозяина и наслаждалась теплым летним вечером. Несмотря на свое социальное положение, девушка в тот день была в прекрасном настроении. Ее душу переполняли приятные эмоции, которые заставляли Анну петь и танцевать прямо во время исполнения своих прямых обязанностей.

Девушка настолько была увлечена своим танцем, что не заметила наблюдавшего за ней молодого мужчину. Ее легкие, энергичные движения произвели огромное впечатление на него. Шаг, подскок, еще шаг — танцевала Анна, а таинственный наблюдатель запоминал каждое ее движение, чтобы переложить танец на язык музыки. Мужчину звали Йозефом Нерудой. Он руководил небольшим оркестром, с которым и представил новую мелодию на мещанском балу в Брандисе-над-Лабем. Это, конечно же, была полька. Случилось столь знаменательное событие в мире музыки и танцев в 1831 году.

Говорят, что история про служанку Анну и музыканта Йозефа Неруду, всего лишь красивая легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.

Как Франтишеку удалось создать танец, которым бредила вся европейская богема? Может его музой и была та самая Анна Хадимова? На самом деле, история жанра выглядит весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались — слияние двух танцев и стало началом польки.

По утверждению Франтишека, он объединил быстрый «квапик» и медленную «нимру». Этого было достаточно, чтобы произвести фурор на танцевальных вечерах. За счет чего? Близости партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов, как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга.

Сплетни, разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были наполнены страстью и романтикой.

Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и веселым нравом этого танцевального стиля. Французская любовь к польке позже создаст ложное представление о том, что танец придумали французы.

Позже польку начинают танцевать за океаном. Правда, хореография американцев отличается от чешского, традиционного варианта, но энергетика танца осталась прежней.

 

О развитии польки в России

В 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки. До ее появления театр не мог похвастаться аншлагами и переполненными залами. Но энергичный танец, подсмотренный у парижского бомонда изменил ситуацию в корне.

На самом деле первая попытка «привезти» польку в Россию была предпринята пятью годами ранее. Но общество с сомнением отнеслось к вольной хореографии. Поэтому в следующий раз ее слегка адаптировали, чтобы никто во время постановки не почувствовал себя оскорбленным и сконфуженным.

Появление польки в Петербурге неизменно связывают с именем артиста балета Николаем Осиповичем Гольцем. Именно он, очарованный французским искусством танца, решил сделать этот стиль частью российской культуры. И у него это получилось. Никогда еще врачи так не радовались за петербуржцев, которые с лихвой отплясывали на балах и в салонах, поддерживая свое здоровье!

Предлагаем отправиться на бал и полюбоваться исполнением польки в лучших традициях XIX века. Вот большой зал начинают заполнять пары. Они двигаются вольно и непринужденно, стараясь не задевать других танцоров. Вперед, назад, в сторону, обратно — их движения хаотичны и одновременно веселы. Что будет если вставить отдельные фигуры польки в другие известные танцы? Эффектный и оригинальный танцевальный рисунок. Так развлекалось петербургское общество длинными вечерами.

Стоит сказать, что наибольшее распространение полька получила среди мелкого чиновничества, купцов и мещан. К концу века ее вытеснил танец галоп.

Полька глазами современного человека

Широкое распространение этого направления привело к появлению десятков видов полек. Венгерская, немецкая, шведская, финская, бразильская — практически в каждой стране исполняют этот танец на свой лад. Истинный, чешский вариант стал забываться. Поэтому возникают мифы, связанные со страной, где зародился танец.

Несмотря на количество полек, неизменными остаются следующие моменты:

жанр привлекает внимание своим живым, веселым и зажигательным характером;

полька принадлежит к числу двудольных танцев, как галоп и канкан;

ее исполняют парами;

чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Первоначально танец состоял из 10 фигур. Но позже их количество стало увеличиваться и видоизменяться: смягчались прыжки, появлялись новые обороты. Не избежала полька и объединения с различными бальными танцами. Так свет увидел польку-вальс, польку-мазурку, польку-галоп и т.д.

 

Интересные факты

В городе Брно (Чехия) польку используют в танцевальной терапии для лечения болезни альцгеймера. Регулярный ритм этого танца благотворно воздействует на интеллектуальные способности пациентов и улучшает их настроение.

В названии танца заложена его главная особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает «полшага». Хотя существует теория, что к названию танца «приложили» руки поляки. В 30-е года XIX века, когда возник этот жанр, произошло польское восстание. Чехи настолько прониклись судьбой поляков, что назвали в их честь танец.

Происхождение стиля до сих пор вызывает споры среди специалистов. Одни придерживаются «чешской» версии, другие считают, что жанр появился гораздо раньше — в XVI веке, и его прародителем был танец бурре.

Англичане оказались единственными, кто не проникся энергией польки, когда по ней сходила с ума почти вся Европа.

Насколько полька была популярна в европейском обществе? Судите сами: в честь этого танца назвали мужскую прическу и пирожное. Ради обучения живым и смелым па откладывались свадьбы — лишь бы успеть отточить хореографию. Врачи неустанно принимали пациентов с «полечной болезнью», когда ступни опухают, а связки болят от растяжений.

Во время Второй мировой войны полька стала символом освобождения от нацистов. Ее исполняли представители многих стран. Не обошлось и без курьезных случаев. Так, американцы были удивлены тем, что чехи знают их польку, а чехи, в свою очередь, никак не ожидали увидеть американцев, танцующих польку.

Немало пришлось пережить во время Второй мировой и Джону Вилфарту, который играл в музыкальной группе польку. Его записали в шпионы за то, что в его игре услышали зашифрованные послания фашистам. Якобы Джон таким образом передавал сведения о движении антигитлеровских войск.

Финская полька Сяккиярви — еще один «фигурант» в военном деле. На этот раз речь идет о вражде между Финляндией и СССР. Благодаря быстрому музыкальному ритму этой польки удалось избежать разрушения многих зданий в Выборге. Дело обстояло так. Перед сдачей финам Выборга, советские военные заминировали город. Приводить мины в действие предполагалось дистанционно с помощью радиосигнала определенной частоты. Для глушения финские саперы как раз и использовали польку Сяккиярви. Хотя существует мнение, что это всего лишь легенда.

В российских пансионатах и различных учебных заведениях начала XX века танцам обучали платно. Чтобы освоить польку девушкам приходилось платить.

Источник: soundtimes.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *