Толерантность на неделю. Как учить детей терпимости и принятию

«С 12 по 16 ноября пройдёт неделя толерантности». Такое объявление недавно висело на доске в школьном коридоре. Интересно, администрация школы на эту неделю станет терпимее к цветным волосам учеников? Или, может, к тому, что у всех детей разный темперамент и разные возможности? По моему опыту, школьная и детсадовская неделя толерантности — это только про принятие людей разных национальностей, больше ни про что. А зря!

Рассылка «Мела»Неверный формат e-mailМы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Само слово «толерантность» в последнее время уже стало ругательным, даже учителя смущаются, когда вынуждены его произносить.

Как-то неловко пропагандировать терпимость, когда кругом жёсткие рамки норм и стандартов. Но в рабочем плане, спущенном учителям из руководящих инстанций, написано: «Провести неделю толерантности». Так что готовьте, мамы, костюмы народов России и мира, учите песни и танцы.

Если говорить серьёзно, то с толерантностью у нас плохо. У нас, у взрослых, в первую очередь. Мы нетерпимы к другим взглядам, к нестандартному внешнему виду, к физическим особенностям. К сожалению, взрослые нетерпимы к инклюзии: педагоги не умеют работать с детьми с учётом их индивидуальных особенностей, родители — боятся. Вот и оправдываются: дети же «не такие», пусть отдельно от «таких» учатся. Да что там инклюзия — только в некоторых редких школах толерантны к синим волосам.

Нас очень напрягают нестандартные одежда и причёска. Даже если это подросток, которому просто положено эксперементировать с внешностью

Мы живём в эпоху трансформации понятия «норма». Старые нормы вроде бы уже выглядят архаичными, а новые, с их гуманистическими оттенком, пугают неизвестностью и противоречиями старым устоям.

В этой ситуации школы выступают зеркалом общества. Они балансируют между воспитанием критического мышления и тотальным контролем над каждым внутренним движением ученика. Балансируют между принятием нуждающегося в особых образовательных условиях ребёнка в класс и выдавливанием этих же детей из школы с помощью отсутствия специальных условий.

Читайте также:Как взрослые начинают школьную травлю из-за национальности. И что с этим делать

И хочется, и боязно. Неизвестно, что будет и куда дальше подует ветер. Время перемен, всякое может быть. Поэтому окей, толерантность, но только на неделю, пожалуйста. В остальное время — как в бумажке написано, так и надо. На всякий случай напишем побольше таких бумажек.

С другой стороны, не будь этой недели, может, школа бы совсем эту тему поднимать не стала? Наверное, так. Школе и учителям сегодня есть чем заняться. Неделя терпимости к разным нациям — это вообще очень хорошая неделя. Она хотя бы не про противоположную тему (тоже сегодня популярную) — не про войну, не про врагов.

Ладно. Если уж у нас всего одна неделя толерантности, давайте тогда остальные сделаем неделями нетерпимости к агрессии, к травле и к противозаконным действиям, а? Или хотя бы будем делать малюсенькие шаги к осознанию того, что все мы разные, но это интересно, а не страшно.

Можно поиграть с детьми в игру, предложив найти 10 отличий друг от друга, а затем 10 схожих черт

В зависимости от возраста, игру можно усложнять, сужая область сравнения. Начать можно с простых, очевидных признаков (цвет волос, рост, одежда, имена). Ребята постарше могут в обсуждении выяснять сходства и различии вкусов в еде, музыке, кино.

Ещё один абсолютно нейтральный способ воспитывать толерантность — учить детей тому, что всегда есть другая точка зрения, другое решение, другой вариант чего бы то ни было. Можно периодически спрашивать у детей, как иначе можно было бы поступить в той или иной ситуации, как можно было бы сделать по-другому? По-другому можно сделать почти всё! Можно просто изменить какую-то одну характеристику. Например, спеть можно громче или тише, быстрее или медленнее. Спеть с танцем или раскачиваясь, кружась парами или в хороводе.

У детей надо почаще спрашивать, как можно что-либо сделать иначе, и не критиковать их, а соглашаться: «Да, и так можно». В процессе такой игры и ребёнок, и (главное!) выслушивающий его ответы взрослый, учатся принимать всё разнообразие возможных вариантов, разнообразие жизни вокруг.

Не только детям — нам всем важно учиться принимать тот факт, что в жизни бывают разные ситуации, что у людей бывают разные болезни или особенности развития, разный характер и темперамент, и это нормально. Так задумано, что мы разные. В этом наша сила, в этом глубокий смысл и огромное поле возможностей. Для меня принятие именно этой совсем очевидной мысли и кроется за словом «толерантность».

Иллюстрация: Shutterstock (Lorelyn Medina)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *